Внутриутробное развитие глаза. Развитие зрительных функций ребенка

врач офтальмолог Олеся Викторовна Попова.

— Когда начинается развитие глаза у ребенка? И как это происходит? Растут ли глаза? Что приводит во время беременности к болезням глаз ребенка?

— Развитие глаза человека начинается на второй неделе эмбриональной жизни с образования глазных пузырей. В конце четвертой недели внутриутробного развития образуются хрусталики и начинается формирование сосудистых оболочек. К 3 месяцам внутриутробной жизни полностью формируется система циркуляции кровотока. Далее развивается склера, камеры глаза. Из кожных складок образуются веки. К моменту рождения глаза доношенного плода имеют все элементы, присущие глазу взрослого человека, но отличаются меньшими размерами и структурной незрелостью. Средний диаметр глаза новорожденного 16мм (у взрослого 24мм.). Увеличение размеров глаза происходит до 20 лет, одновременно изменяется соотношение оптических элементов, определяющих остроту зрения. Глаз новорожденного имеет все правильно сформированные элементы только в том случае, если внутриутробное развитие протекало нормально. Наиболее тяжелые пороки развития возникают в тех случаях, когда то или иное вредное воздействие на зародыш происходило в первый триместр беременности.

— Продолжает ли развиваться глаз после рождения малыша? И как видят младенцы?

— Развитие глаза и его рост идут параллельно с созреванием мозга и продолжаются быстрыми темпами в течении первых лет жизни, особенно в первый год. Зрительные функции развиваются после рождения. Все дети рождаются со слабым зрением и видят окружающий мир будто через пелену густого тумана, замечая в нем только самые крупные элементы с высокой яркостью и контрастом.

— Укажите основные этапы развития зрения у малыша до года.

— В течение первого месяца жизни ребенок начинает кратковременно следить за предметами, находящимися близко от его лица.

Устойчивое слежение и кратковременная фиксация предметов с формированием цветоощущения появляется на втором месяце жизни. Поэтому в этом возрасте следует использовать яркие игрушки, привлекающие внимание ребенка.

К трем месяцам появляется устойчивое бинокулярное слежение и фиксация предметов, одновременно малыш начинает интересоваться сложными образами в своем окружении, быстро учиться различать индивидуальные лица и узнавать свою маму и других взрослых, осуществляющих повседневный уход за малышом.

Дети в раннем возрасте могут не только отличать лица, но и способны повторять некоторые движения, подражая взрослому, открывать рот, вытягивать губы. Данное умение повторять у некоторых младенцев проявляется очень ярко, у других оно малозаметно.

В возрасте четырех месяцев ребенок начинает изучать свои руки; сначала случайно и недолго, когда он перемещает их мимо своих глаз, позже намеренно поднося руки близко к глазам. В то же самое время ребенок учится держать в руках игрушки, и подолгу рассматривает их вблизи. В этом же возрасте большинство младенцев следят за тем, что происходит вокруг них, и умеют при общении менять выражение лица.

В возрасте пяти месяцев и старше ребенок наблюдает за тем, что его окружает, смотрит на игрушки и на то, как они падают из его рук, узнает любимые игрушки и пищу на расстоянии. Появляется отчетливая реакция на простые знакомые и незнакомые геометрические фигуры, игрушки. Отчетливое цветоощущение.

К году у ребенка появляется отчетливая реакция на игрушки и предметы разной величины удаленные на различное расстояние от глаз.

В течение второго года жизни зрительная сфера расширяется и у многих детей развивается высокое зрение вдаль. Довольно часто двухлетние дети замечают машины на большем расстоянии, чем их родители. Если ребенок видит удаленные объекты, узнает родственников на расстоянии, и находит свои игрушки, то он, вероятно, хорошо видит.

— Как часто нужно проводить осмотр у офтальмолога?

— Раннее выявление минимальных нарушений органа зрения может помочь диагностировать многие патологические состояния и предупредить потерю зрения. Врачи должны распознавать болезнь в начале развития процесса, поэтому впервые ещё в родильном доме новорожденному проводят профилактическую антибактериальную обработку глаз, производят осмотр, чтобы исключить заболевания глаз. При обнаружении той или иной патологии ребенка направляют к офтальмологу. Если же в ходе проведенного осмотра никаких заболеваний не выявляется, то первый осмотр окулиста проводят в 1 месяц. При этом офтальмолог исключает наличие тех или иных заболеваний.

Следующий профилактический осмотр осуществляется в 3 и 6 месяцев. А в возрасте 1 года все дети проходят обязательный осмотр у офтальмолога с проверкой зрения и клинической рефракции. Далее при отсутствии отклонения зрения от нормы осмотр офтальмолога необходимо проводить 1 раз в год, а при наличии заболевания частота осмотров может быть увеличена.