Перинатальная энцефалопатия

О перинатальной энцефалопатии нам рассказывает врач-невролог Алиева Ольга Михайловна.

Причиной перинатальной энцефалопатии (ПП ЦНС, как чаще ее называют) может быть, внутриутробная гипоксия плода. Следует отметить, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей  плода и в первую очередь головного мозга.

Во время беременности к факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

•             Различные хронические заболевания матери

•             Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы беременности, угроза прерывания беременности и пр.)

•             Иммунологические отклонения в системе «мать-плацента-плод»

•             Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка  (травматические, токсические, радиационные, стрессовые воздействия, профессиональные и бытовые вредности, включающие прием некоторых лекарств во время беременности, курение, употребление алкоголя)

Во время родов могут действовать такие факторы, как:

•             плацентарная недостаточность,

•             преждевременные роды,

•             кесарево сечение,

•             аномалии предлежания плода,

•             несоответствие головки плода родовым путям матери,

•             быстрые (менее 6 часов) или затяжные (белее 24 часов) роды,

•             патология пуповины (обвитие, выпадение),

•             патология плаценты (предлежание, отслойка),

•             общий наркоз.

4 % — родовая травма,
2 % — наследственные болезни обмена,
19 % — внутриутробные инфекции,
28 % — аномалия развития,
47 % — гипоксия — ишемия мозга.

Как видно из таблицы – гипоксия плода и новорожденного является наиболее частой причиной энцефалопатии. Гипоксия ведет к повреждению нервных клеток, нарушению их регуляторной деятельности, дистрофическим изменениям в мозговой ткани, а также в других органах и тканях. Поскольку нервная система закладывается в эмбриональном периоде и интенсивно развивается до рождения, не успевая достигнуть зрелости, то она наиболее уязвима на протяжении периода беременности и родов. Роды являются сильным физиологическим стрессом, который включает сложные механизмы адаптации, позволяющие при  переходе из одной среды обитания в другую удержать здоровому новорожденному нормальное функционирование всех своих органов и систем в физиологических пределах.  На рождающегося  ребенка могут воздействовать стрессоры в виде гипоксии и родового травматизма, приводящие к срыву адаптационных процессов.

Клинические симптомы, на которые нужно обратить внимание у новорожденного:

•             вялость,

•             адиномия,

•             увеличение размеров головки,

•             напряжение родничка,

•             запрокидывание головки назад,

•             срыгивание,

•             повышенная плаксивость,

•             закатывание,

•             вздрагивание конечностей  и тремор подбородка,

•             нарушение сна.

При наличии этих симптомов нужно своевременно обращаться к врачу – неврологу.

Клинические симптомы, на которые нужно обращать внимание в позднем восстановительном периоде (с 1 месяца до 1 года):

•             Ребенок позже начинает переворачиваться, сидеть, вставать,

•             возникают задержки предречевого и речевого развития ребенка,

•             ребенок хуже ориентируется в окружающей обстановке и выполняет предложенные задания.

•             Аффективно – респираторные припадки (ребенок закатывается при болевом или эмоциональном раздражителе).

•             Поведенческие нарушения: капризы чрезмерная требовательность, быстрая речь «запинки»,  избыточно громкий плачь,  негативизм, отказ от  еды.

Прогнозы

При легкой степени поражения ЦНС и правильном лечении обычно наступает выздоровление.

При среднетяжелых и тяжелых поражениях ЦНС формируются  разнообразные неврологические отклонения.

В более старшем возрасте у таких детей могут возникнуть трудности в обучении, которые связаны чаще с расстройством поведения (синдром школьной дезадаптации). Может быть нарушен счет, письмо, чтение. Особенно часты речевые нарушения, проявляющиеся задержкой речевого развития, артикуляционными недостатками, медлительностью или взрывчатостью. Большинство детей отличается повышенной моторной активностью, не могут длительно сосредоточиться на чем-нибудь одном, легко отвлекаемы, настроение изменено, иногда агрессия, злость. Социальная незрелость проявляется в том, они предпочитают играть с детьми более младшего возраста. Повышенная возбудимость является причинной плохого засыпания и неглубокого сна, дети часто просыпаются, вскрикивают во сне. Такие дети нуждаются в наблюдении невролога для своевременной помощи ребенку.

Для ранней  диагностики применяются следующие методы обследования:

•             УЗИ головного мозга (НСГ-нейросонография)

•             ЭЭГ (электроэнцефалография)

•             ЭМГ (электромиография)

•             М – ЭХО

Необходимость данных методов обследования решается врачом–неврологом после осмотра.