Головная боль у детей

Трудно найти человека, у которого ни разу в жизни не болела голова. По распространенности среди взрослого населения головная боль относится к наиболее часто встречающимся жалобам. Голова может болеть от сотни причин, и не всегда мы обращаем на них внимание в суете дел. Однако, у детей тоже бывает головная боль. Как относиться к появлению головной боли у ребенка и почему она бывает, нам рассказывает Светлана Дмитриевна Коваленко, врач-невролог высшей категории ДГКБ №9.

Головная боль – провокация или сама по себе

Головные боли бывают самыми разными. Это может быть головная боль малой интенсивности, головная боль после нагрузки, на фоне какого-либо заболевания. Есть травматические и посттравматические головные боли — после падения или после удара головы. Это спровоцированные головные боли, они объяснимы. В этих случаях требуется обращение к врачу-специалисту и лечение.

Бывают головные боли без провокаций. Такая головная боль периодически возникает, усиливается, нарастает по интенсивности, имеет какую-то локальность (допустим, теменную или височную), сопровождается тошнотой, рвотой, головокружением, иногда онемением руки или половины лица, кратковременной потерей сознания, выпадением поля зрения. Если головная боль сопровождается такими грозными признаками, то требуется срочное обращение к врачу.

Если головная боль умеренная, не такая интенсивная, возникает на фоне утомляемости, каких-то перегрузок, то можно обратиться вначале к неврологу по месту жительства и сделать скрининг-тесты. Такие, как ЭхоЭГ головы и обследование глазного дна. Если есть на глазном дне изменения, застойные проявления, если наблюдается смещение на ЭхоЭГ, то требуется обследование и лечение в стационаре.

Опухоль, дискинезия, наследственность

После того, как больной поступает в отделение с головными болями разной интенсивности, проводится комплекс обследования. В первую очередь исключается объемный процесс, то есть опухоль. Затем смотрим, нет ли у ребенка какой-то аномалии головного мозга. Это кисты, гидроцефалия и другие аномалии. В-третьих, исключаем наследственные заболевания. Нечасто, но бывают наследственные заболевания, которые прогрессируют и тоже могут давать головные боли.

Если у ребенка при обследовании на компьютерном томографе, магнитно-ядерном томографе все хорошо, проводим сосудистые обследования – допплерографию – ультразвуковое исследование сосудов шеи и головного мозга, или РЭГ — реоэнцефалограмму – исследование кровенаполнения и тонуса сосудов. Потому что нередко могут быть аномалии сосудов, родовые травмы в шейном отделе, аномалии развития позвонков в шейном отделе, сращение позвонков. За всем этим стоят сосудистые нарушения — это и ведет к головной боли.

Соматические головные боли

Нередко находится соматическое заболевание, а выраженное заболевание внутренних органов всегда отражается на общем самочувствии ребенка.

Все внутренние органы – сердце, почки, печень, желудок «оплетены» вегетативными волокнами, и все импульсы при работе в этих органах поступают в центральную нервную систему. При заболевании этих органов может развиваться и головная боль. Есть такое понятие вегето-сосудистая дистония. Нередко она расценивается как синдром, то есть бывает при каком-то заболевании. Например, при таких заболеваниях как язва желудка, холецистит, сердечная патология, проявляется дисфункция со стороны вегетативной нервной системы.

Психологические головные боли

Чаще всего такие головные боли встречаются у детей школьного возраста. Причиной их появления оказываются повышенная умственная или физическая нагрузка, переутомление, психотравма. Сложности в школьной и социальной адаптации. Возникают головные боли напряжения от школьных нагрузок, от неуспеваемости, от отсутствия контакта с учителем или с одноклассниками. От этих проблем может болеть голова, снижаться настроение, мотивация.

Также проблемы внутреннего страха, неурядицы и конфликты в семье, болезни родственников вызывают головную боль. Появление головных болей в подобных случаях говорит об утомлении нервной системы. Весь комплекс лечебных мероприятий должен носить общеукрепляющий характер. В более сложных случаях обычно рекомендуем седативные препараты и работу с психологом.

Эффективными лекарствами являются правильный режим дня, полноценный сон, игры на свежем воздухе. Необходимо также, чтобы ребенок доверял вам, и вы вовремя могли бы выяснить, нет ли в школе эмоциональных проблем, конфликтных ситуаций, которые ребенок не может разрешить самостоятельно и которые могут спровоцировать приступы.

Рекомендации

Во всех случаях появления головных болей у детей они обязательно должны быть осмотрены врачом-неврологом. Это можно сделать амбулаторно в поликлинике по месту жительства. Пройти назначенное обследование и курс лечения.

Весь наш организм, и в частности нервная система, для безотказной работы нуждается в тренировке. Рекомендации всем известны – это соблюдение режима дня и здоровый образ жизни.

• Режим дня и полноценный сон

• Закаливание и водные процедуры

• Физические занятия – плавание, танцы

• Витаминотерапия