Много цифр

Автор: Мария Кислова

Образование стремительно цифровизируется. Как сохранить детское здоровье и полезные навыки

Мария Кислова, директор российского офиса крупнейшей европейской EdTech-компании GoStudent

Началось это не вчера. И централизованное тестирование, ЕГЭ – это ни что иное, как предвестник начавшихся затем процессов цифровизации образования в стране. Страна тоже не идёт уникальным путём, всё это общемировые тенденции.

Да, способности к освоению цифровых технологий у детей разные, возможности технологического обеспечения у родителей – тоже. Но цифровая трансформация нашей жизни не спрашивает про возможности, так как она – объективная реальность, уже случившаяся. Остаётся только ей соответствовать, максимально постаравшись оставить артефакты и привычки прежней жизни.

Мобильные телефоны и иные гаджеты, карманные и настольные. Их всё больше. Да, в школах постепенно происходит ликвидация учебников и замена их электронными сертифицированными устройствами персонального доступа. Но, во-первых, постоянное общение с компьютером развивает необходимые цифровые знания и умения в интернет: сделать презентацию, задать правильные поисковые алгоритмы.

Первейшая проблема – это, конечно, здоровье. Экранная зависимость. Спина, глаза. Тут не обойтись без физкультурных упражнений. Преподаватели как в формате обучения в виртуальном классе в школе, так и в формате занятий один на один с репетитором могут сделать двухминутный перерыв на гимнастику. Времени это съедает немного, а кровоток в тканях восстанавливается и восприятие после такой зарядки улучшается. В качестве примера могу привести опыт нашего сотрудничества с motion4kids в Австрии: наши преподаватели использовали  приложение, чтобы начинать занятия со спортивных упражнений, повышающих внимание и мотивацию к учёбе на протяжении всего урока.

Потеря внимания при занятиях онлайн – вот ещё одна проблема, которую все пытаются решить. Отсутствие человека, который сидит рядом и, условно говоря, держит тебя за руку, – это и повышение степени ответственности ученика, и новый вызов для концентрации внимания. Но можно же мотивировать через вовлечение в интересы ребёнка, для этого, например, мы, организовывая индивидуальные занятия с репетитором, предварительно ищем идеально подходящую пару, чтобы наставник и учащийся максимально совпадали эмоционально, темпоритмически, фонетически, ощущая радость от занятий друг с другом. В рамках школьного класса сделать это несопоставимо сложнее, но техники вовлечения через различные виды деятельности, игры, короткие опросы-викторины и др. помогают сохранить концентрацию во время занятий.

Утрата способностей воспринимать большие тексты. Проблема. Дети меньше читают, больше смотрят, воспринимают информацию короткими порциями, и таким же образом выражают свои мысли, и это данность, с которой, похоже, нам уже не справиться. Электронные книги подбирать с “фичами” вовлечения, с интерактивом, с онлайн-викторинами, с играми, и тогда он эту книжку точно прочтёт. Плюс выставление “точек контроля” прочитанного, формирование коротких устных опросников по поводу прочитанного. Это тоже формирует привычку читать хотя бы “от сих до сих”, раз уж от проверки не отвертеться.

Утрата навыков письма – утрата способностей к творчеству. Очевидно, необходимо сохранить навыки письма, очевидно, ибо слишком много различных функций от этого зависит: от обработки мышечной информации до механизмов, обеспечивающих произвольную регуляцию и контроль, от моторной памяти до формирования пространственных функций и способности к переключению. Мы учим письму онлайн, но наибольшую пользу в контексте формирования навыков письма в начальных классах приносит родительский контроль. Однако сегодня в некоторых странах местами при обучении постепенно начинают отказываться от письма от руки. Но в таком случае надо бы продумывать альтернативу, которая позволит компенсировать все минусы такого решения. Например, танцы, гимнастика тоже позволяют учиться переходить с одного вида движения на другое, что в свою очередь развивает механизм переключения в мозге. Мелкую моторику можно вместо письма от руки компенсировать лепкой, вязанием, работой с мелкими деталями.

И, наконец, снижение социальных навыков. Мы всё больше живём онлайн, и всё меньше общаемся. Но мы же меньше общаемся не только в школе, но и дома, но и на улице. Наша повальная киберзависимость, резкое увеличение общения в социальных сетях, конечно, влечёт за собой снижение коммуникативных навыков а вслед за ними – социального и эмоционального интеллекта. Это не образовательная, а социальная проблема, кризис социальной коммуникации. Занятия с репетиторами в какой-то степени помогают её решить. Занятия в классе – тоже. В классе невиртуальном эта проблема решается быстрее, как и при личном общении сверстников между собою во внешкольных активностях. А также– в семье: во время совместных просмотров, чтений, прогулок, путешествий, посещений театров и концертных залов. Ничто не заменит живого общения людей друг с другом в течение дня и в течение всей жизни.

Can your education expert name the main disadvantages of digitalization of education? The commentary is needed before 10 tomorrow morning, the volume is up to 1.5-2 thousand characters

It didn’t start yesterday. And centralized testing, the Unified State Exam, is nothing more than a harbinger of the subsequent processes of digitalization of education in the country. The country also does not follow a unique path, all these are global trends.

Yes, the children’s ability to master digital technologies is different, and the parents’ ability to provide technological support is also different. But the digital transformation of our life does not ask about opportunities, since it is an objective reality that has already happened. It remains only to correspond to it, trying as much as possible to save the artifacts and habits of the previous life.

Mobile phones and other gadgets, pocket and desktop. There are more and more of them. Yes, schools are gradually phasing out textbooks and replacing them with certified electronic personal access devices. But, on the other hand, constant communication with a computer develops the necessary digital knowledge and skills on the Internet: make a presentation, set the correct search algorithms.

The first problem is, of course, health. Screen addiction. Back, eyes. Here you can not do without physical exercise. Teachers, both in the format of teaching in a virtual classroom at school, and in the format of one-on-one lessons with a tutor, can take a two-minute break for gymnastics. It eats up a little time, and the blood flow in the human tissues is restored and perception improves after such a charge. As an example, I can mention the experience of our cooperation with motion4kids in Austria: our teachers used the application to start classes with sports exercises that increase attention and motivation to study throughout the lesson.

Losing attention while studying online is another problem that everyone is trying to solve. The absence of a person who sits next to you and, relatively speaking, holds your hand, is both an increase in the student’s degree of responsibility and a new challenge for concentration. But you can motivate through involvement in the interests of the child, for this, for example, when organizing individual lessons with a tutor, we first look for an ideal pair so that the tutor and the student coincide as much as possible emotionally, tempo-rhythmically, phonetically, feeling the joy of studying with each other. Within the school class, it is incomparably more difficult to do this, but engagement techniques through various activities, games, short questionnaires, quizzes, etc. help to maintain concentration during class.

Loss of ability to perceive large texts. Problem. Children read less, look more, perceive information in short chunks, and express their thoughts in the same way, and this is a reality that, it seems, we can no longer cope with. To select e-books with “features” of involvement, with interactivity, with online quizzes, with games, and then he will definitely read this book. Plus the setting of «control points» for the reading, the formation of short oral questionnaires about the reading. This also forms the habit of reading at least «from now to now», since one cannot get away from checking.

Loss of writing skills — loss of creativity. It is good to save writing skills, because too many different functions depend on this: from the processing of muscle information to mechanisms that provide voluntary regulation and control, from motor memory to the formation of spatial functions and the ability to switch. We teach writing online, but parental control is most beneficial in the context of building writing skills in primary grades. However, today, in some countries, places in training are gradually beginning to abandon handwriting. But in this case, it would be necessary to think over an alternative that would compensate for all the disadvantages of such a decision. For example, dancing, gymnastics also allow you to learn to switch from one type of movement to another, which in turn develops a switching mechanism in the brain. Fine motor skills can be compensated for by sculpting, knitting, and working with small details instead of handwriting.

And finally, the decline in social skills. We live more and more online, and we communicate less and less. But we communicate less not only at school, but also at home, but also on the street. Our widespread cyber addiction, a sharp increase in communication on social networks, of course, entails a decrease in communication skills, and after them — social and emotional intelligence. This is not an educational, but a social problem, a crisis of social communication. Lessons with tutors help to solve it to some extent. So are the classroom activities. In a non-virtual classroom, this problem is solved faster, as in personal communication between peers in extracurricular activities. And also — in the family: during joint screenings, readings, walks, travels, visits to theaters and concert halls. Nothing can replace the live communication of people with each other throughout the day and throughout life.