Поддержка или подпорка?

Глобальные тренды в образовании требуют от учителя новой дидактики, дизайна учебного занятия и проектного обучения. Об этом говорили эксперты индустрии образования в рамках международной педагогической конференции в Москве “Открытая школа в глобальном мире”.

О шести основных мировых трендах в образовании говорила сегодня на международной педагогической конференции “Открытая школа в глобальном мире” доктор педагогических наук, директор института непрерывного образования МГПУ Марина Шалашова. Это цифровизация, персонализация, глобализация, проектное обучение, смешанное обучение и навыки XXI века.

“Мы с ностальгией вспоминаем, какое хорошее, передовое образование у нас в стране было раньше. И это правда. Но школа сегодня иная. Жизнь другая. Мир другой: глобальный, открытый. Дети другие, мы называем их цифровые аборигены, – отметила Марина Шалашова. – У нас те же проблемы, что и в других странах мира: все тренды образования в пандемию внезапно стали вызовами. Поэтому нам всем нужны не “правильные”, а продуктивные решения”.

Марина Шалашова охарактеризовала профиль современного учителя. Он должен обладать семью компетенциями: педагогического дизайнера, игромастера, координатора проектов, аналитика, тьютора, наставника и фасилитатора. Эти позиции уходят корнями в персонализацию обучения, основными условиями которой являются вариативность, субъектная позиция ученика и учителя, деятельностный, а не пассивный формат освоения содержимого, а также проекты и исследования, то есть совместный поиск решений. “В помощь учителю приходят цифровые инструменты, игровые и виртуальные практики, командно-проектные формы работы. Большинство детей в формате учителя – говорящей головы на 23 минуте теряют интерес к уроку. Поэтому проектное обучение, способствующее навыкам совместной работы. Обучающиеся, работая в парах или в группах, проводят исследования, анализируют информацию и делают собственные выводы”.

Один из участников конференции, директор по коммуникациям международной EdTech-компании GoStudent Дмитрий Дригайло прокомментировал для Газеты ру выступление эксперта: “Я сам преподаватель, и отец трёх разновозрастных дочек. И полностью разделяю мнение Марины Михайловны, которая много лет специализируется на педагогическом дизайне дополнительного образования: педагог – давно уже не лектор, и не проводник девиза “делай как я”, а наставник, помощник и игромастер. Собственно, популярность онлайн-тьюторинга (а на всех 22 рынках, на которых мы присутствуем, наблюдается кратный рост онлайн-образования в 2021-22 году) как раз и обусловлена возможностью получить индивидуальный подход с применением “мощностей” искусственного интеллекта, технологических новаций, в том числе элементов виртуальной реальности, а также геймификации. Не “рассовать знания”, а научить думать, анализировать, применять их. И тьюторы – провайдеры платной образовательной услуги – постоянно находятся в поиске новых методов, нового дизайна, новых источников”.

В рамках конференции зашёл также разговор о роли государства в образовательной отрасли. Государство – это поддержка или тормоз развития образования? Как поддержать индивидуальные образовательные траектории в современной российской школы? Об этом говорили эксперты на дискуссионной панели “Поддержка индивидуальных образовательных траекторий в современной школе”.

Лика Чекалова, руководитель лаборатории “Образование для будущего”, Санкт-Петербург:

– Есть чиновники – это те, кто сохраняет status quo. Но если дать им разгуляться, то они тормозят развитие. Есть предприниматели – это те, кто улучшают жизнь прямо сейчас, рискуют и создают что-то новое. И есть учёные. Они отвечают за “небо”, за то, что будет дальше, за вероятности, варианты и сценарии. В эту,третью категорию, входит и  образование. От нас зависит, какие люди, с какими устоями, привычками, социальными паттернами будут населять мир через 15-20 лет.

Мы проводим лабораторные исследования по всей стране. И видим, что и в школах  Москвы, и маленьких отдалённых поселковых школах у учеников – примерно одинаковый запрос на самореализацию. У подростков есть их образ желаемого будущего: каждый занимается тем, что он любит, он знает, как это определить, и делает это без страха, так как никто никому не мешает заниматься тем, что человек знает и любит. Это про школу развития, про школу сообщества. Государство же в теории устанавливает правила развития сообщества, правила субъектности. Но школа – это же модель государства. А наше государство – оно не про сообщества, оно – про завод и конвейер. А человек, который не находится в субъектной позиции, не способен воспитать субъекта.

Константин Зискин, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ им.Ломоносова, к.п.н.:

– У нас нет государства как системы права, а есть – как система вотчин, вассальная система. Каждый руководитель на местах устраивает своё государство. И если ты договорился с региональный “сеньором” – супер, нет – значит нет. Поэтому в стране и существуют региональные успешные практики, образовательные оазисы, где государство позволяет экспериментировать и не так жёстко регулирует отрасль. Поддержка это или всё-таки подпорка?

Это иллюзия, что образование идёт за рынком труда, что образование – это услуга. Вот парикмахер оказывает услугу прямо сейчас, и мы ею довольны или нет, но когда мы оцениваем услугу образования? Может быть, всю жизнь. А кто потребители услуги? Дети? Или всё-таки родители? А если родители, то когда, в какой момент они передают клиентский статус детям? В каком возрасте? Всё, что мы делаем, мы делаем с собой. И когда общественный запрос будет другим, образование не поменяется мгновенно. Мы сначала САМИ должны срезонировать, сами измениться, и тогда начать трансформацию.