Идем в детский сад
Вашему малышу исполнилось три года. И осенью он начнет посещать детское дошкольное учреждение. У вас есть три летних месяца, чтобы заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.
Начнем «историю» под названием «Устраиваем ребенка в детский сад» с визита к психологу. За помощью в вопросе адаптации ребенка в ДОУ мы обратились к психологу высшей категории Мурашкиной Надежде Николаевне, руководителю Школы «Надежда».
Почему лучше ребенка отдавать в детский сад в возрасте с двух — трех лет?
В данном возрасте ребенок психологически готов к посещению детского дошкольного учреждения. Во-первых, у малыша речь становится средством коммуникации. Он лучше понимает других и лучше выражает свои чувства словами. В результате он учится строить отношения не только с близкими людьми, но и с чужими взрослыми. Ребенок может сказать о своих ощущениях и не испытывает стыда от своих случайных промахов. С ним легче всего наладить контакт чужому человеку. Да и дети способны слушать и слышать взрослых.
Во-вторых, трехлетний ребенок получает удовольствие от игры со сверстниками. Он сотрудничает, взаимодействует, потому что учится элементарным приемам общения – делиться, ждать своей очереди, меняться игрушками, начинает говорить и задавать вопросы своему сверстнику – «Дай», «Возьми» и др.
Значительная часть родителей еще совсем молодые люди и порой даже не подозревают, что новые условия детского сада для ребенка могут быть тяжелы. Как помочь родителям подготовить своего ребенка?
Каждый малыш индивидуален, и каждый родитель чувствует, как психологически подготовить именно своего ребенка к детскому учреждению. Основные моменты изложены в Памятке. Родители будущих детсадовцев должны внимательно с ней ознакомиться. По всем вопросам взаимоотношений ребенка и коллектива обращайтесь в Школу «Надежда». Вы получите ответы на все вопросы на страницах журнала или во время личной консультации.
Памятка для родителей будущих детсадовцев
- Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое.
- Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло — осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, — ведь его приняли в детский сад.
- Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.
- Расскажите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.
- Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа — в свой офис, мама — в свой, старший брат или сестра — в школу, а он — в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
- Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему письменную памятку, где перечислите: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; прививки, от которых у ребенка медицинский отвод; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ — тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», — он чувствует себя увереннее.
- Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания — не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.
- Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.
- Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.
- Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
- Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
- Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
- Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А, расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
- Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: привычная теплая вещь, пахнущая домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частичка безопасности.
- Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике.
- На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное — не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
- Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад — это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.