Развивающие игры для малышей
Игра в дошкольном возрасте является основным стимулом развития. Именно через игру малыш открывает для себя много неожиданного, интересного и увлекательного. На каждой стадии развития ребенка будут интересовать определенные игрушки и игры.
О первых играх с ребенком нам рассказывает психолог Долматова Анастасия Васильевна, руководитель Методического объединения педагогов-психологов Чкаловского района г. Екатеринбурга.
Какие игры можно предложить родителям новорожденного ребенка? Чему они могут научить?
В первые два месяца своей жизни ребенок лучше всего различает предметы на расстоянии 30 см. Его завораживает все, что блестит и движется, например, ваши глаза. С ним можно поиграть в «Гляделки». Держите его в вертикальном положении на расстоянии 25 см от своего лица (придерживайте головку ребенка). Понаблюдайте, как малыш с интересом рассматривает вас. Используйте мимику, улыбнитесь и подмигните ему. Поговорите с малышом тихим, ровным голосом. Начиная с трех месяцев, события его жизни начинают разворачиваться в цвете, поэтому очень важно стимулировать зрительное восприятие, окружая его яркими предметами и изображениями. Малыша надо учить следить за передвижениями предмета не только по горизонтали, но и по вертикали, приближая и отдаляя от него объект. Можно также производить медленные и плавные круговые движения.
Мы не должны забывать и о том, что у новорожденного уже достаточно развиты и слух, и осязание…
Разумеется, надо стараться максимально разнообразить ощущения малыша. Для развития слухового восприятия первой игрой могут стать «Гремелки». Возьмите погремушку (лучше округлой формы, ребенок легче ее воспринимает) и погремите ею справа от малыша. Обратите внимание, как ребенок поворачивает головку и фиксирует свой взгляд на погремушке. Переместите игрушку и снова потрясите ею. Взгляд малыша перемещается вслед за звуком. Используйте три положения игрушки: справа, в центре, слева. Важно, чтобы у малыша возникла взаимосвязь между зрительным и слуховым восприятием, чтобы он, услышав характерный звук, «ждал» появления игрушки и реагировал эмоциональными реакциями, поворачивая глаза и голову в сторону сигнала.
Чтобы стимулировать чувствительность, прикладывайте к ладоням ребенка различные по фактуре предметы, а также вкладывайте в ладонь ребенка свой палец и учите захватывать его кулачком.
За два месяца ребенок неузнаваемо меняется. Он уже не новорожденный. Теперь его называют младенцем, а это новый этап его развития. Чем он характерен?
Малыш уже способен замечать и рассматривать предметы не только когда лежит на спине, но и в положении на животе, на боку или находясь вертикально у родителей на руках. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью. Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж.
Папы играют с детьми более «экстремально», чем мамы. Какую игру им можно предложить?
«Самолет». Эта игра помогает развить у ребенка чувство равновесия и координацию движений. Возьмите ребенка под мышки и поднимите его вверх на вытянутых руках. Поносите его по комнате («самолет летит»), сопровождая полет звуками «ревущего мотора». Эта игра очень нравится ребенку – посмотрите, как он будет весело и задорно смеяться от удовольствия.
В возрасте 5-6 месяцев все, что попадает в руки ребенка, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Что происходит на самом деле?
Дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша. Захватывание предметов по-прежнему остается любимой игрой малыша. «Жертвами» загребущих ручонок становятся все более мелкие предметы — пуговицы на маминой кофточке, бусы и т. п. Когда малыш схватится за такой предмет, вскрикните: «Ой!» Малыш радуется неожиданному звуку и пытается вызвать его снова и снова. Мама и папа – первые партнеры по различным играм «Ку-ку», «Покажи и назови», «Щекоталки», «Ладушки». Любая игра родителей с младенцем принесет ему пользу.