Песочная терапия

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

О методе песочной терапии мы беседуем с Оксаной Александровной Рембез, психологом-консультантом, специалистом по «Песочной терапии» психологического центра «Альбатрос».

— В чем, собственно, состоит процесс песочной терапии?

В кабинете психолога, использующего технику песочной терапии, вы увидите поднос с песком, воду и множество объектов и материалов. Психолог предложит ребенку выбрать те фигурки, которые привлекут его внимание – те, к которым потянется рука. Время выбора обычно не ограничивается, каждый выбирает в своем темпе. Выбранные фигурки располагаются в подносе с песком – так, как хочется ребенку. Он сможет менять в подносе все, что захочет. Поднос – это то место, где ребенок создает свой мир, к тому же он может его преобразовать по своему желанию.

Дети ведут себя по-разному: одни некоторое время просто рассматривают песок, другие начинают играть с игрушками. Одни не используют никаких объектов — они просто касаются поверхности песка, перемещают формы и делают постройки в песке. Другие используют немного объектов, третьи расселяют много выбранных персонажей. Кто-то использует сухой песок, кто-то смачивает песок водой. Есть дети, строящие свою картину быстро, есть работающие медленно. Одни представляют мир очень сосредоточенно и спокойно. Другие наслаждаются игрой.

— В чем особенности и преимущества этого подхода?

Нет никакого правильного и неправильного способа игры в песке – песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя. Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет создавать мир с помощью символов и образов. Один символ или образ может передать чувства, эмоции, конфликты, больше, чем сто слов. Особенно это помогает детям, которым трудно облечь свои переживания в слова.

— Какова роль психолога?

Ребенок, играя, создавая мир, всегда показывает, что его волнует на данный момент. Песочница, комната и, конечно, психолог, создают у ребенка чувство безопасности, защищенности. В такой особой атмосфере психолог «слушает» игру ребенка, помогая любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию проиграть в песочнице. Играть в песок можно и одному во дворе, на берегу моря, где захочется и без психолога. Но не все знают, что делать и как помочь «песочный опыт» проживания разных событий сделать жизненным опытом самого ребенка.

— Это, наверное, только для детей?

Достоинство песочной терапии в том, что она может применяться не только с детьми, но и с взрослыми. Каждый из нас в детстве играл в песочнице или строил замки на песке у моря и чувствовал себя счастливым творцом, создателем. Песочная терапия возвращает к памяти детства, раскрывает «внутреннего ребенка» во взрослом человеке. Именно позволяя себе играть, мы общаемся с миром и с самим собой, снимаем внутреннее напряжение, восстанавливаем свою психическую целостность, находим правильные для себя решения.