Развитие зрительных функций у детей до одного года

Как сохранить зрение ребенка? Как его развивать у младенца? Каким должно быть освещение в комнате малыша? На эти вопросы отвечает наш консультант — врач офтальмолог Олеся Викторовна Попова.

Развитие зрительных функций у детей до одного года

Что видит ребенок до одного года?

В связи с недостаточным развитием зрительного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы жизни низкая. Она развивается постепенно и достигает своего возможного максимума только к 6 годам. В результате изучения условных рефлексов было выявлено, что в первую неделю жизни ребенок реагирует на свет, кратковременно следит за медленно передвигаемыми предметами. Со второй — третей недели появляется кратковременная фиксация и задержка взора на предмет, если его передвигать медленно, а устойчивая фиксация взора появляется ко второму месяцу жизни. Предметное зрение начинает проявляться приблизительно с 1 и 2 месяца жизни. Именно в этот период ребенок начинает реагировать на свою маму. К трем месяцам появляется устойчивое бинокулярное слежение и фиксация предметов различной величины удаленных от глаза на разное расстояние. К 6- 8 месяцам дети начинают отличать простые геометрические фигуры, игрушки, узнавать близкие лица. К одному году у ребенка отмечается различительная реакция на картинки разной величины, рисунки, игрушки на различном расстоянии от глаз.

Какие цвета начинает различать в первую очередь?

Развитие цветового зрения идет параллельно развитию остроты зрения, но судить о его наличии удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляются к первому полугодию жизни ребенка. Нормальное формирование цветового зрения зависит от интенсивности цвета, поэтому ребенку необходимо с самого раннего детства создавать условия хорошей освещенности, так же привлекать его внимание к ярким игрушкам. В связи с особенностями строения глаза, подбирая игрушки следует помнить, что детские гирлянды должны иметь в центре желтые, оранжевые, красные и зеленые цвета, а по краям темные.

Гигиена освещения

Каким должно быть освещение в комнате ребенка?

Качество освещения значительно влияет на работу зрительного анализатора. Гигиенические требования к хорошему освещению следующие: достаточная интенсивность, равномерность, необходимый спектральный состав. Требования по достаточной интенсивности и равномерности обусловлены тем, что при слишком слабом освещении глаза подвергаются большому напряжению, а сильный свет их ослепляет. Оба эти варианта создают неблагоприятные условия для работы зрительного анализатора. Необходимый спектральный состав освещения зависит от вида освещения: дневного (естественного) и освещения в виде люминесцентных и других видов ламп. Новорожденные и дети первого года жизни особенно нуждаются в высоком уровне освещенности особенно в местах бодрствования. Для малышей, начинающих ползать, высокую освещенность необходимо создавать ближе к полу, то есть там, где они играют. Следует помнить, что недостаточная освещенность является одной из причин раннего развития близорукости. Гигиенические требования к освещенности должны предусматривать: равномерное распределение яркости, ограничение теней. Выполнение этих требований возможно при рациональном сочетании общего и местного освещения, а также путем правильного расположения светильников и регулировки интенсивности светового потока.