Расширяем горизонты: игры с детьми от 1 года до 2 лет
Психолог высшей категории Мурашкина Надежда Николаевна, руководитель Школы «Надежда» для будущих мамочек и лялечек, рассказывает о своем практическом опыте работы с детьми от года до двух лет.
Вот вы и отпраздновали первый день рождения малыша. Несомненно, он многому научился. Мы говорим о трех фундаментальных жизненных приобретениях ребенка: ходьба, речь и мышление. И впереди еще столько интересных и увлекательных игр, имеющих особое значение для этого возраста.
Ребенок научился ходить, значит, он видит дальше и больше себя. И, конечно же, освободил руки. Наступает золотое время для «исследовательской работы». Ребенок прикасается ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений. Кухонные шкафы, полки, дверные ручки, выключатели, ящики — любопытству ребенка нет предела. Накопление знаний происходит опытным путем, а, значит, напрямую связано с моторикой.
Сенсорное развитие.
Ручки ребенка действуют независимо друг от друга, т.е. пока одна, что-то достает, другая отдыхает. Он может сложить шарики в бутылку, построить башню из кубиков, нарисовать каракули карандашом. Помогайте ему закручивать винтики, открывать крышки из разных видов банок, предлагайте предметы разнообразных форм, разной фактуры, звуковые игрушки. Очень важно стимулировать независимую работу пальчиков. Для этого играйте с ним с мелкими предметами: пуговки, камешки, перышки, бусинки. Сортируйте их по форме, цвету. Складывайте в бутылку с узким горлышком и т.д. Осторожно! Следите за тем, чтобы ваш исследователь ничего не проглотил! Играйте только вместе.
В этом возрасте дети любят подбирать предметы по форме и размеру. А значит, ребенку требуются особенные игрушки. Игры из серии рамки-вкладыши позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, так как вкладыши бывают разных форм и тематики. Пазлы различной величины и формы позволяют помещать в соответствующие «гнезда» квадраты, круги, овалы, треугольники. Игры-шнуровки развивают пространственное и логическое мышление, внимание и состоят из деталей с дырочками и шнурка. Ребенок может соотносить предметы по цвету и величине, затем группировать, выбирать из множества предметов нужные. Вкладыши по форме (кубы, мисочки) не обязательно покупать. Воображение всегда позволит найти заменители игрушек-вкладышей среди окружающих предметов. В этой роли может выступить обычная кухонная посуда — кастрюли, пластиковые стаканы, цилиндры разной высоты и ширины. Дети с огромным удовольствием будут перекладывать различные по величине предметы из емкости в емкость, «помогут» маме перебрать крупу, перелить воду. Интерес вызывает и пластмассовая пирамидка с центральным стержнем. Ребенок сначала играет со взрослым, а позже и один. Нанизывание колец разной величины и цвета в убывающем или возрастающем порядке закрепляет представление о цвете и размерах. Можно порекомендовать также мозаику, кубики с картинками, конструктор, наборы для игр с водой, песком. За этими занятиями ребенок может проводить много времени, не отвлекаясь, и, главное, самостоятельно.
Речевое развитие
На втором году жизни развивайте стремление у ребенка к разговору с окружающими. Четко произносите слова, и как можно больше читайте стихотворений и сказок, слушайте песенки и потешки. Просто беседуйте с ребенком, рассматривая книжку, называйте предметы и зверей, изображенных на картинках, объясняйте, как корова мычит, кошка мяукает. У малыша возникает интерес к книге, книжным иллюстрациям. Он уже осознает, что картинка это не игрушка, он ею не манипулирует, а, именно, рассматривает. Он безмерно радуется, что правильно понимает вопросы и показывает то, что его просят. В соответствии со своими артикуляционными возможностями произносит «мяу-мяу», «гав-гав». Для расширения таких возможностей тренируйте дыхание. Давайте ему дуть на вертушки, свистеть в свистки. Вдох и длинный плавный выдох помогают в формировании дыхания. Учите малыша управлять силой голоса, темпом речи. Все речевые занятия увеличивают словарный запас и понимание речи взрослого. А для бабушек, дедушек и родителей наступает прекрасная пора воспитания с книжками и на книжках.
Нельзя не сказать о таких видах деятельности как изобразительная и музыкальная. Ближе к двум годам малышу понравится рисовать кистью, карандашом, лепить из пластилина. Он сам может, взяв кисточку, краской нарисовать кружочки и полоски. Таким образом, создаются первые образы. Занятия лучше всего проводить под присмотром педагога, мама выступает в таком случае в роли наблюдателя. Наглядно-образное мышление развивает и прослушивание музыки.
Социальное развитие
Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых. Он узнает, что к нему предъявляются многие требования и во многом он должен себя ограничивать. Он слушается родителей не из-за страха перед ними, а из любви и доверия к ним. Ребенок испытывает большую радость, если его похвалят мама, папа или бабушка. Ребенок испытывает такие чувства, как доверие, любовь, сочувствие, симпатия, дружба, сострадание. Добрые чувства возникают у него благодаря усилиям со стороны взрослых. Если родителям не хватает педагогической компетентности, то они могут обратиться за помощью к специалистам. Взрослый должен показывать ребенку пример доброжелательного отношения к людям: выражать симпатию, оказывать доверие, проявлять доброжелательность, сочувствие, готовность прийти на помощь и т.п. Использовать естественные (не игровые!) ситуации жизни. При соответствующем воспитании ребенок станет доброжелательным к другим детям. Легче будет находить компромиссы в игре. Быстрее научится играть не рядом, а вместе.
Игра «Побольше заботы и ласки». Возьмите любимую игрушку ребенка на руки и покачайте, говоря ласковые слова, например, «С тобой так весело играть» или «Я так люблю обнимать тебя». Теперь то же самое проделайте с малышом. Дайте игрушку ребенку и попросите его покачать и приласкать ее.
И, наконец, если малыш окружен множеством игрушек, но постоянно предоставлен сам себе, то не ждите, что он станет правильно развиваться. Ваша любовь и внимание – вот что поможет ребенку постичь этот мир и найти свое место в нем.