Развивающие игры для малышей: от 6 месяцев до года

Процесс развития малыша требует именно общения, игры, взаимной радости. Благодаря развивающей среде, контакту с мамой, игровым тренажерам малыш учится играть, а, играя — развивается.

Психолог высшей категории Мурашкина Надежда Николаевна, руководитель Школы «Надежда» для будущих мамочек и лялечек, рассказывает о своем практическом опыте работы с детьми от полугода до года.

Знакомимся с окружающим миром

Прошло полгода, малыш подрос, окреп и превратился из беспомощного младенца в крепкого карапуза. Это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает учиться ползать. Малыш уже созрел для того, чтобы думать и двигаться вперед, осваивать мир все активнее и активнее, следовательно, ему требуются новые задачи и игры.

Поиграем

1. Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).

2. Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«Уроки анатомии»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, ноги. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.

Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. К году ребенок сам будет имитировать походку, и подпевать песенки.

Поиграем

1. Поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать.

2. Легонько постукивать подошвами ножек друг о друга и припевать:

Токи-токи-тошки,

Кую-кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке.

Дорога кривая,

Ни конца, ни края,

Грязь по колено,

Лошадь охромела.

Топ-топ-топ — приехали.

Предметная деятельность

Ребенок открывает для себя новые свойства предметов. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Он должен уметь манипулировать предметами (это не обязательно может быть игрушка), совершать с ними много действий:

— стучать

— бросать

— катить

— складывать

— вынимать

— доставать

Поиграем

1. Когда игрушка упадет, скажите «бах!», побуждая малыша тоже произносить это слово.

2. Одну игрушку положите перед малышом на пол или на стол, а другую дайте ему в руки. Покажите, как положить одну игрушку на другую — «построить башенку».

3. Положите несколько игрушек в мешочек. Покажите младенцу, как их оттуда доставать. Мешочек держите за основание, чтобы крохе было легче вытаскивать. Постепенно научите его одной рукой держать мешочек, а другой — доставать игрушки; руки можно чередовать.

Развиваем речь

В этом возрасте необходимо закреплять понятия «цвет», «форма», а также знакомить малыша с названиями простейших предметов. Ребенок должен впоследствии сам называть эти предметы. Задавая вопрос, обязательно выдержите паузу, чтобы ребенок вступил в диалог и изобразил ответную реакцию. В этот период он интересуется первыми книжками. Пусть, в этих книжечках будут изображены простые и понятные предметы, первый счет, алфавит. Рисунки должны быть крупными, яркими, одиночными.

Поиграем

1. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» — при этом желательно использовать правильное слово — не Шарик, а собачка; не киса, а кошка.

2. Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!».

3. Разучите с ребенком игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. Осваивайте традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».

4. Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете.

5. Занимаясь с ребенком, постепенно вводите новые движения и слова, которые им соответствуют, “брось”, “сиди”, “встань”, “иди”, “нельзя”, “положи”, “разожми кулачок” и другие.

Развиваем мелкую моторику

Отличное средство развития мелкой моторики — так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и являются отличным стимулом для речевого развития, дают малышу радостный телесный контакт с мамой. Ребенку с этого возраста надо давать мелкие предметы, к году уменьшать размер предмета. Это может быть мозаика, кубики, пирамидки, пуговицы, мелкие бусы. Малыша надо учить играть с водой, песком, крупами, красками (пальчиковая гуашь), пластилином.

1. Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

2. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Это пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора.

Слушаем музыку

Понаблюдайте, как ребенок слушает музыку! Он чувствует ее, он подпевает, воркует, наслаждается ею…. Малыш может смеяться, он уже воспринимает музыку эмоционально и выразительно. Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами и «фонарики» рукой. Давайте ему слушать музыку из классического репертуара, народную.

Учимся играть с другими детьми

Ребенок обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Именно в игре, он научится соблюдать правила, общаться со своими ровесниками, вырабатывать стратегию поведения. К концу первого года жизни и в начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.