Раннее развитие: быть или не быть?

Наверняка многие из вас в ответ на этот вопрос воскликнут: «Быть!» Потому что практически у каждого, кто стал родителем, есть мечта, чтобы именно его ребенок был лучше, был успешнее, был целеустремленнее… Но для этого нужно приложить немалые усилия. Не желаете? Выбор всегда остается за вами.

Что же это такое – раннее развитие? Раннее – это прогрессивное по отношению к тому, которое могло бы быть, если бы с малышом не занимались. Если ребенок начал читать в три или четыре года – это как раз то самое раннее развитие, так как он мог бы до семи лет оставаться в неведении. А касается это не только чтения. Стремиться надо не к тому, чтобы ребенок был лучше, чем у соседей или друзей, а чтобы он был лучше, чем он сам мог бы быть, либо чем были вы в его возрасте.

Разные дети

Надо сказать, что тема раннего развития была актуальна всегда – дети одного возраста развиваются по-разному. И в первый же год жизни это становится заметно: одни малыши внимательны, и книжки «читают», и рисуют, и «разговаривают»; другие не проявляют особого интереса к книгам, пирамидку и кубики предпочитают разбрасывать по всей комнате, а не собирать. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок относился к первой категории. Но, оценив (по возможности) объективно, порой склоняется к тому, что родное чадо все-таки не очень «дотягивает». И тогда возникает вопрос: что не так с моим ребенком и как исправить ситуацию?

Прежде всего, стоит помнить, что на уровень развития влияет родовая ситуация – другими словами, то, как прошли роды. Если ребенок «проблемный», с ним будет сложнее работать. Но развивать его тем более необходимо.

Всем известно, что ребенок несет в себе определенную генетическую информацию. Однако на его способности больше влияет та развивающая среда, в которой он находится, нежели набор генов.

В чем особенность развития головного мозга ребенка? В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на 80%. В самом деле, это впечатляет! Но такое развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, то есть серого вещества, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Задача накопления информации решается примерно до исполнения малышу 8 – 9 месяцев, а затем начинается ее систематизация и параллельно продолжается накопление.

Серьезная работа

Если вы выбираете для ребенка раннее развитие, настройтесь на серьезную работу. Это будет многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь вашего дитя, наполненный приятным общением с ребенком, когда каждый день будет нести вам новые сюрпризы и открытия. Но не забывайте, что вашему малышу просто необходимо периодически уходить в «свободное плавание», когда он самостоятельно сможет осваивать пространство и познавать мир.

А вот если вы, потакая своим амбициям, мечтаете вырастить гения – первым делом посмотрите на себя. Ведь для любого ребенка его папа и мама – пример для подражания, а у хороших родителей всегда вырастают хорошие дети. Иначе, оглядываясь на свои амбиции, вы превратите его и свою жизнь в унылую дрессировку, бесконечную подготовку к конкурсам, концертам – и это вместо сотрудничества с малышом, восхищения его успехами! Здесь очень важно самим родителям поверить в свои силы и научиться правильному подходу к своему ребенку.

Мамы и папы, неравнодушные к своему ребенку, придают огромное значение ежедневному общению: совместные занятия, игры, прогулки, походы. Пройдет не так уж много времени, как малыш сам позовет вас заниматься, начнет делиться впечатлениями, эмоциями. Когда родители и дети понимают друг друга – это счастье!

Ну а если вы много вкладываете в родное чадо, он растет развитым, умным… Задумайтесь, в какую школу он пойдет. Наверняка, в обычной вашему ребенку будет просто не интересно, а вот в гимназии!..

Когда начинать занятия?

В первый же месяц после рождения крохи нужно брать его на руки, носить вертикально, чтобы он разглядывал окружающий мир, искал яркие пятна. Это учит ребенка концентрировать взгляд, а заодно укрепляются мышцы шеи.

На втором месяце начинается гимнастика. Запомните, что грудничок развивается через тело, а гимнастика укрепляет мышцы ребенка, позволяя ему в период 4 – 6 месяцев поползти, потом садиться, затем вставать. И его физические достижения всегда сопровождаются интеллектуальными: например, в три месяца, когда ребенок берет в руки погремушку, он начинает осознавать, что рука и действие – это он. А стоит крохе подняться на ноги, как он уже ставит кубик на кубик, катит мяч.

Постоянное общение с ребенком – вот еще один метод развития. Если мама улыбается своему малышу, разговаривает с ним нежным голосом (тем самым, который он слышал еще там, в мамином животике), у него начинает развиваться понятийное мышление, он понимает, что мама хочет от него. К тому же ребенок, постоянно слыша речь, делает попытки повторять – сначала на своем «языке», а месяцев с восьми уже произносит слоги…

Напомним, что на психофизическое развитие детей оказывает серьезное влияние домашняя атмосфера. Никакие, даже самые прогрессивные методики не принесут пользы, если над головкой малыша будут постоянно разражаться скандалы.

Самое главное – не ждать от ребенка немедленных результатов. Плоды ваших занятий могут появиться очень нескоро, особенно если ребенок еще совсем маленький. Надо научиться жить с малышом здесь и сейчас, получая радость от самого процесса занятий, а не стремиться к неким достижениям в туманном будущем. Мы же не ждем результата от игры, а занятия должны стать для малыша прекрасной и увлекательной игрой. А результаты обязательно будут. 

Вы твердо уверены, что раннее развитие есть путь к взаимопониманию с вашим ребенком? Вы хотите наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества? Вы понимаете, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно? Тогда смело приступайте к делу.