Этапы развития малыша
Очень часто к нам на
сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать
переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться
«гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить,
держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития
о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей.
Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.
Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить
В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].
Движение или умелость | Средний срок | Временные границы |
Улыбка | 5 нед. | 3-8 нед. |
Гуление | 7 нед. | 4-11 нед. |
Удерживание головы | 3 мес. | 2-4 мес. |
Направленные движения рук | 4 мес. | 2,5-5,5 мес. |
Переворачивание | 5 мес. | 3,5-6,5 мес. |
Сидение | 6 мес. | 4,8-8,0 мес. |
Ползание | 7 мес. | 5-9 мес. |
Произвольное хватание | 8 мес. | 5,5-10,5 мес. |
Вставание | 9 мес. | 6,5-12,5 мес. |
Шаги с поддержкой | 9,5 мес. | 6,5-12,5 мес. |
Стояние самостоятельное | 10,5 мес. | 8-13 мес. |
Ходьба самостоятельная | 11,5 мес. | 9-14 мес. |
Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки,
приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно
голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении
держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе,
опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально
к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову
вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.
Когда ребенок должен
сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения
лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на
живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок
может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается
вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся,
стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8
месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.
Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не
ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.
Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у
опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и
должно быть.
Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно
начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть
определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала
самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно
развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что
могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут
оценить себя, поэтому и возможны падения.
Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными
отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются
в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и
согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их
комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает
членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.
К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен,
легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность
взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%,
в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н.
П. Шабалова. — СПб.: СпецЛит, 2003. — 893 с.)
Общие принципы развития ребенка
Развитие ребенка определяется становлением
определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция
находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение
первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на
нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.
В первый месяц жизни происходит настройка жизненно
важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.
Следующие два месяца жизни ребенка –
критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного
анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со
2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и
слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые
навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием.
Появляется крик для обращения к родным.
В три месяца угасают автоматические рефлексы,
обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок
начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект,
крупная и мелкая моторика.
В возрасте 6-ти месяцев приоритетными
являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно,
зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики,
произносимой речи и интеллектуального развития.
Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).
В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.
В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.
Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).
Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.
Группы риска детей по
нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от
нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности,
родов и так далее. Приведем список таких рисков.
- мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
- мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
- кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
- недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
- гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
- многоплодная беременность;
- тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
- тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
- сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.
Основные факторы риска на 1-м году жизни:
Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.
- тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
- тяжелые аллергические заболевания;
- социальная изоляция;
- часто меняющиеся опекуны;
- бедность, асоциальный статус родителей.
Записала Юлия Зиберт