Защитник – иммунитет

Все дети разные, и проявляется это не только внешне. Заболевают, сопротивляются инфекции, и выздоравливают дети по-разному. Одни легко переносят любой недуг и быстро поправляются, а другие, кажется, плавно переходят из одного заболевания в другое. В чем причина? Ответ известен – причина в иммунитете. Что же такое иммунитет и как его укрепить рассказывает Елена Исааковна Краснова, к.м.н., врач-иммунолог, врач-консультант ДГКБ №9, ассистент кафедры профилактической педиатрии, инфекционной патологии и клинической иммунологии ФПК и ПП УГМА.

Наука об иммунитете «выросла» из микробиологии в конце ХIХ века. Иммунитет первоначально расценивался только как «защита от чужеродного», то есть от инфекций. В настоящее время понятие иммунитета значительно расширилось, а защита от инфекций является лишь одним из множества проявлений основной биологической функции иммунной системы – поддержания постоянства молекулярного состава организма.

Таким образом, истинным предназначением иммунной системы является активное участие в извечном стремлении организма к самоподдержанию, саморепарации (восстановлению) и самооптимизации (выбору наилучшего варианта из множества возможных).

К сожалению, устаревшая точка зрения на иммунитет, бытует не только среди населения, но и у врачей. Часто ребенок болеет простудами, значит, у него иммунодефицит. А это неверно. Кроме дефекта иммунной системы, есть множество факторов, которые провоцируют частые заболевания. О них мы поговорим далее.

Какие бывают болезни иммунитета?

Любое заболевание иммунной системы носит обобщающее название – иммунодефицит. Дело в том, что функционирование иммунитета складывается из взаимодействия многих звеньев. Дефект в любом из этих звеньев и рассматривается, как дефицит, нехватка. Главными участниками иммунных реакций являются следующие:

• фагоциты – они захватывают вирус, микроб или «узнают», что произошла мутация (изменение) собственной клетки и стремятся их поглотить «съесть», отсюда и название клеток

• лимфоциты – это клетки, которые регулируют иммунный ответ, сами могут уничтожать раковые клетки, клетки, содержащие вирусы, вырабатывают антитела, интерфероны, цитокины

• антитела – белки, которые синтезируются особыми лимфоцитами и предназначены для связывания чужеродных антигенов (это могут быть вирусы, токсины микробов и собственные «неправильные» клетки и т.п.)

• интерфероны, цитокины – это биологически активные вещества, при помощи которых клетки иммунной системы «общаются» между собой

Иммунодефициты могут быть первичными – это генетически обусловленные заболевания или врожденные. Ребенок рождается с дефектом в одном или нескольких звеньях иммунной системы. Например, болезнь Брутона или агаммаглобулинемия. Дети с такой патологией не вырабатывают антитела, не могут защищаться от инфекций и непрерывно болеют тяжелыми инфекциями: менингит, остеомиелит, пневмонии, абсцессы и т.д. В настоящее время тактика лечения таких пациентов заключается в ежемесячном переливании иммуноглобулинов (или плазмы) с заместительной целью. Это позволяет им вести полноценную жизнь, не болеть. Больные с врожденным иммунодефицитом по клеточному звену (отсутствие лимфоцитов) на сегодняшний день нежизнеспособны, они погибают в первые месяцы жизни. Первичных иммунодефицитов очень мало, встречаются они крайне редко, примерно 1 случай на 500000 – 1000000 детей.

Иммунодефициты, возникшие под влиянием внешних факторов, а не врожденные, называются вторичными. Эти внешние факторы следующие: лучевая болезнь, СПИД, злокачественные заболевания крови. Во всех случаях происходит невосстановимое уменьшение количества лимфоцитов, нарушение их функции.

Все прочие состояния, приводящие к расстройству функций иммунной системы, являются временными или транзиторными и чаще требуют устранения фактора, вызвавшего эти нарушения, чем иммунокоррекции.

Почему дети часто болеют?

Частые заболевания ребенка – это не иммунодефицит. Многочисленные исследования показывают, что у таких детей не выявляются отклонения в результатах исследования иммунного статуса. Так что же влияет на частые болезни у детей?

• Ранний детский возраст – ребенок примерно до 6 месяцев находится под защитой материнских антител, затем эти антитела утрачиваются, а собственные не вырабатываются, так как пока нет контактов. Придя в детский коллектив, ребенок начинает часто болеть, при этом его иммунная система проходит «обучение». В первый год посещения ДДУ в категорию частоболеющих попадают почти все дети, к 6-7 годам почти все детсадовцы прекращают часто болеть простудами.

• Нерациональное питание – частоболеющие дети нередко получают с пищей мало белка. Мама говорит про своего ребенка со смущенной улыбкой: «Он не любит мясо». Конечно, проще дать ребенку таблетку, чем ежедневно заботиться о полноценном питании. Только с мясом, рыбой, молочными продуктами, ребенок получает необходимые для «строительства» клеток и антител незаменимые микроэлементы, аминокислоты, витамины. Не нужно идти у ребенка на поводу в его вкусовых пристрастиях, дети весьма консервативны в еде, к новой пище их нужно приучать.

• Режим дня – ребенок, посещающий детский сад или начальную школу, должен спать не менее 10 – 12 часов, особенно важен сон до полуночи, поэтому малыш должен ложиться спать не позднее половины девятого — девяти часов вечера. В противном случае, накапливается хронический стресс — самый мощный фактор снижения иммунитета.

• Аллергические заболевания – если у малыша постоянный насморк, даже если самочувствие не страдает, он стал «похрапывать» во сне, возможно, это аллергический ринит. Аллергический ринит встречается гораздо чаще, чем диагностируется, в том числе у детей до 2 лет. Аллергическая настроенность организма изменяет реактивность. Нетяжелые ОРВИ у ребенка-аллергика провоцируют более тяжелое течение заболевания, обычные средства лечения простуды, в том числе «иммуномодуляторы», в этом случае не очень эффективны.

• Хроническая патология ЛОР-органов – после перенесенной ангины или ОРВИ, ребенок стал часто болеть, миндалины всегда рыхлые, горло «красное». Не исключено, что идет формирование хронического тонзиллита.

• Глистно-паразитарные инвазии – у ребенка стал плохим аппетит, он часто жалуется на боли в животе, кожа стала суховатой, периодически появляются различные аллергические высыпания. Это может быть признаками глистной инвазии. Чаще всего – энтеробиоза (заражение острицами), аскаридоза, лямблиоза.

• Патология щитовидной железы – гипотиреоз – недостаточная функция щитовидной железы – встречается также значительно чаще, чем диагностируется. Ребенка может беспокоить слабость, длительная субфебрильная (не выше 37,5? С) температура, повторные простуды.

• Хроническая инфекция – носительство какого-нибудь возбудителя инфекционного заболевания «отвлекает» иммунную систему на борьбу с этим возбудителем, поэтому общая резистентность организма снижается. Причем «носителем» может быть кто-нибудь из окружения ребенка.

Таким образом, прежде чем говорить об иммунодефиците, назначать средства, стимулирующие иммунитет, необходимо последовательно исключить все возможные причины плохого здоровья. Конечно, это задача врача, но родители должны иметь об этом представление.

Всегда ли нужна иммунограмма?

Это большое заблуждение не только родителей, но и многих практических врачей, что исследование иммунного статуса несет в себе некую ценную информацию, которая позволит отрегулировать нарушенную функцию иммунитета. На самом деле, выраженные изменения в иммунограмме можно выявить только при первичных или вторичных иммунодефицитах. Решение вопроса об иммунологическом исследовании должен принимать все-таки врач-иммунолог, после исключения всех вышеуказанных причин повторных заболеваний.

Можно ли без назначения врача использовать иммуномодуляторы?

Здесь нужно четко разграничить цели, с которыми эти препараты могут использоваться. Детям, которые не относятся к категории частоболеющих, иммуномодуляторы назначать нежелательно. Исключением является ситуация, когда ребенок попал в контакт с явно больным человеком. В этом случае для экстренной профилактики можно использовать препараты интерферона для местного применения (капли «Гриппферон», мазь «Виферон») или препараты из травы эхинацеи («Иммунал»).

Частоболеющим детям должна назначаться сезонная профилактика иммуномодуляторами, только ее нужно обязательно согласовать с врачом. Таких детей нужно обязательно прививать против гриппа.

Всем детям, проживающим на Урале, нужно в течение 8-9 месяцев в году использовать витамины.

В заключении, нужно еще раз повторить, что иммунитет – это система, тесно взаимодействующая с другими системами (нервной, эндокринной) организма. Это саморегулирующийся механизм. Поэтому задача врача выявить и устранить повреждающий фактор, и только в случае необходимости назначить иммуномодуляторы в составе комплексной терапии. И уж совсем недопустимо бесконечное использование иммунокоррегирующих препаратов как самостоятельного средства, особенно у частоболеющих детей.