Сайт для детей старше шести лет

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Нервный ребенок: причины и возможная помощь

Вопрос:
Моего 6-летнего сына педагоги называют то трудным ребенком, то белой вороной. Он очень общителен и воспитан с взрослыми людьми. А вот со сверстниками, напротив, агрессивен и конфликтен. Сейчас он ходит на подготовительные занятия: хорошо читает, легко учит стихотворения наизусть, красиво пишет. Но дети избегают общения с ним, учительница безразлична к нему. Сын никогда ни на кого не жалуется и говорит, что у него много друзей, хотя в последнее время он начал всех бояться, его настроение постоянно меняется: время от времени он становится плаксивым, плохо соображает, из носа идет кровь. Что с ним происходит? Как ему помочь?
На вопрос отвечает к. пед. наук, специалист в области педагогической и семейной психологии Сергей Саратовский.

Ответ:
Таких детишек принято называть трудными, и даже специалисты порой затрудняются понять, где у них заканчиваются плохой характер или дурное воспитание и начинается болезнь. Они все время словно балансируют на грани, находясь между нормой и патологией.

Таких детей легко заметить во время праздника, например, на утреннике. Один, судорожно стиснув мамину руку, смотрит в пол и, несмотря на все ее уговоры и призывы к веселью, стремится поскорее покинуть праздник. Другой взволнован и так захвачен зрелищем, что утратил над собой контроль и лихорадочно грызет ногти или по-младенчески сосет палец. А третий кажется и вовсе благополучным: быстро отвечает на вопросы, живо рассказывает стихи и поет песни, громко смеется. И лишь мама почему-то каждые десять минут водит его в туалет и на всякий случай держит наготове сменные колготки.
Что же общего между этими детьми? Все трое – классические невротики. На Западе их называют «детьми с проблемами» или «исключительными детьми» и стараются помогать им методами коррекционной педагогики. В России таких детей традиционно называют «трудными» и «странными», не очень-то представляя, что с ними делать. Нередко вся помощь им заканчивается постановкой «близкого к теме» диагноза и выпиской психотропных препаратов, после чего родители (чаще – мать) остаются один на один со своим чадом, изводя его неумеренной строгостью вперемежку со столь же неумеренной лаской. Но самое страшным является то, что такие дети очень рано начинают понимать весь драматизм своего изгойства.

Причин такому состоянию – великое множество. И основные из них – отношения родителей между собой, детско-родительские отношения и неправильные подходы в воспитании ребенка. Нервный или трудный ребенок - это бессонные ночи, изнуряющая усталость, сниженная работоспособность, плохое настроение и, как итог, нередко - неврозы и депрессии у самих родителей.

Нервность - широкое понятие, включающее в себя чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушения сна, а также невропатию и невроз; к ней также относят заболевания внутренних органов, основной причиной которых являются тягостные переживания.

Один ребенок рождается нервным, другой становится таковым. Нервный или трудный ребенок – невольный источник ссор в семье, поскольку мнения о том, кто виновен в этом и как воспитывать его, разделяются. Зачастую такой ребенок становится причиной развода. В настоящее время к категории «трудных детей» правомерно отнести каждого третьего ребенка. Причин тому много. С одной стороны, современная жизнь предъявляет чрезвычайно высокие требования даже к ребенку, а с другой - множество детей рождаются слабыми.

В последние годы возникла идея корректировать поведение невротиков с помощью … кукольного театра. Не простой театральной постановки, а специально разработанной коррекционной методики. Ее авторы – педагог Татьяна Шишова и психолог Ирина Медведева – разработали метод, который назвали драматической психоэлевацией. Это комплексное воздействие на «трудных» детей с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций. Суть его заключается в том, что ребенок не всегда готов говорить о своей проблеме от первого лица, а вот от имени сказочного персонажа он с легкостью излагает суть своей проблемы, что позволяет специалисту исподволь корректировать его поведение. Этот метод применим к детям самого разного возраста: от 4 до 14 лет.

Идея использования театральных средств психотерапии и психокоррекции не нова. Основоположником данного метода стал врач Якоб Луи Морено, выходец из Румынии. Именно он впервые указал на эффективность использования т.н. лечебного театра, который назвал психодрамой.

Родителям нервного или трудного ребенка необходимо помнить о том, что его воспитание требует решения множества специфических индивидуальных задач. Здравым смыслом и опытом бабушек здесь не обойтись. Необходимы специальные знания, помощь психолога и советы опытного врача.

Автор - Сергей Владимирович Саратовский, психолог, к. пед. наук, специалист в области педагогической и семейной психологии.
http://www.svsaratov.ru/
Вопросы психологу:
Истоки детской агрессии: как помочь ребенку избежать приступов агрессии
В семье появился еще один ребенок: детская ревность и ошибки взрослых
Насилие в семье, развод родителей
Ребенок с ДЦП: советы психолога по воспитанию особых детей
Если ребенок отказывается носить очки
Нервный ребенок: причины и возможная помощь
Двойняшки: вместе или порознь

 
Нотариальная палата Свердловской области
© 2005-2017 год. Интернет-журнал для родителей "Ека-родители"- www.eka-roditeli.ru.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве электронного СМИ. Эл № ФС77-46940 от 14 октября 2011 года. Проект компании ООО "Лаборатория творческих проектов".

Инитернет журнал о беременности, здоровье, развитии, воспитании и образовании детей.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь: laboratoria_05@mail.ru. тел. 8-912-66-151-24, 8-902-87-501-35.
Полное или частичное использование материалов без согласия редакции запрещено.
Яндекс.Метрика