Сайт для детей старше шести лет

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Двойняшки: вместе или порознь

До недавнего времени наши 4-летние сыновья-двойняшки совместно посещали одну группу в детском саду. Затем появилось место в другой группе, и мы решили перевести туда одного из детей. Сейчас ребенок тяжело привыкает к новым условиям: не хочет идти в детский сад, закатывает истерики, кричит, плачет, просится домой, жалуется на то, что в группе ему не нравится. Воспитатели говорят, что после нашего ухода он успокаивается, со всеми делает зарядку и потом целый день ведет себя хорошо. Надо ли показать его врачу или психологу?

После всего того, что сказано в вашем письме, довольно странно звучит вопрос о необходимости показать ребенка врачу или психологу. Ведь в прежней группе у малыша все было нормально, а это значит, что ваше чадо вполне физически и психологически здорово! Максимум, о чем имеет смысл поговорить с детским психологом, так это о правильной адаптации сына к новым условиям: даже при верном подходе этот процесс может занять несколько недель.

Но есть более важный момент, на котором мне хотелось бы заострить ваше пристальное внимание, поскольку сейчас у вашего ребенка протекают два абсолютно разных процесса – адаптация к новой группе и … привыкание к новым взаимоотношениям в семье, о чем я скажу немного позднее. Первый процесс относится к числу естественных, а второй обычно идет тяжело, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. И сейчас вам видна лишь надводная часть айсберга – поведение ребенка. Но если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, то вряд ли бы вы приняли решение о разделении детей путем перевода их в разные группы (кстати, не вполне ясны мотивы, которыми вы при этом руководствовались).

Изначально возникает резонный вопрос: какую реакцию вы ожидали от малыша, лишив его всего того, к чему он уже привык – дневное общение с родным братом, друзьями и воспитателями, любимые игрушки, знакомый уклад и режим дня? Вызовет ли это положительную реакцию у малыша? Полагаю, что нет! Более того, приходя домой, он будет непременно делиться с братом своими впечатлениями, слушать его рассказы о новых приключениях с прежними друзьями … и все больше чувствовать свое одиночество. И это чувство останется даже после того, как он полностью адаптируется к новым условиям, ведь малыш столкнулся с вопиющей несправедливостью по отношению к себе, основанной на родительском всевластии. Более того, ваше чадо все чаще станет задумываться о том, что вы любите его меньше, чем другого брата. И здесь никакие доводы («у нас не было выхода», «ты более самостоятельный» и т.д.) не будут иметь решающего значения в глазах ребенка.

Надо ли говорить, что именно сейчас вы невольно закладываете в детскую душу основы ревности к родному брату и возможное будущее соперничество между ними? Закладываете то, что придется пить полной чашей и вам самим на протяжении всей своей жизни! А это именно та проблема, которую никак нельзя сопоставить с вашими нынешними интересами или временными сложностями.

Один маленький, но характерный пример. В послевоенное время было много семей, которые не могли прокормить своих детей из-за тяжелого экономического положения. Это вынуждало родителей отдавать одного своих чад «добрым людям»: бездетным или более обеспеченным родственникам, соседям, друзьям. Проходило время, и ребенок, даже зная о своей прежней семье, братьях и сестрах, зачастую переставал соотносить себя с ними и впоследствии никак не стремился выстраивать близкие отношения с кровными родственниками. Это была плата за маленькое родительское предательство, пусть и из благих намерений. Осуждать тех родителей мы не имеем морального права - таковы были суровые реалии прежней жизни: возможно, это был единственный способ спасти ребенка от нищеты или даже голодной смерти.
Но что мешает нам, нынешним родителям, избегать разделения детей? Ведь ребенок, как и взрослый, имеет право на выбор. Если бы переход в другую группу осуществлялся на основе его собственного выбора (например, после его положительных отзывов о временном пребывании в новой группе), то многих проблем на будущее удалось бы избежать.

Учитывайте интересы и потребности малыша, поскольку это очень важно для формирования его личности!

 

Автор - Сергей Владимирович Саратовский, психолог, к. пед. наук, специалист в области педагогической и семейной психологии.
http://www.svsaratov.ru/
Вопросы психологу:
Истоки детской агрессии: как помочь ребенку избежать приступов агрессии
В семье появился еще один ребенок: детская ревность и ошибки взрослых
Насилие в семье, развод родителей
Ребенок с ДЦП: советы психолога по воспитанию особых детей
Если ребенок отказывается носить очки
Нервный ребенок: причины и возможная помощь
Двойняшки: вместе или порознь

 
Нотариальная палата Свердловской области
© 2005-2017 год. Интернет-журнал для родителей "Ека-родители"- www.eka-roditeli.ru.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве электронного СМИ. Эл № ФС77-46940 от 14 октября 2011 года. Проект компании ООО "Лаборатория творческих проектов".

Инитернет журнал о беременности, здоровье, развитии, воспитании и образовании детей.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь: laboratoria_05@mail.ru. тел. 8-912-66-151-24, 8-902-87-501-35.
Полное или частичное использование материалов без согласия редакции запрещено.
Яндекс.Метрика