Сайт для детей старше шести лет

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки

Как научить 5-летнего ребенка убирать за собой игрушки? Лишь только наступает вечер, и игры закончены, тут же начинаются слезы и капризы. «Устал!» - основной мотив. Хотя до этого играл – не уставал! Есть ли какие-то способы, которые помогают организовать этот процесс безболезненно для родителей и детей? Этот вопрос интересует многих родителей. На него мы попросили ответить психолога Сергея Саратовского.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушкиНет числа родительским ухищрениям в борьбе с детским нежеланием водружать игрушки на свое законное место после многочасовой игры. Чем вызвано такое поведение у ребенка? Где проходит грань между аккуратным малышом и властелином «игрушечного хаоса»?
Надо заметить, что родители и сами не всегда готовы вовремя убирать те или иные предметы: грязная посуда в раковине, оставленная до утра, папины газеты или носки на полу, отмечающие собой места его пребывания в доме, учебники старшего брата, лежащие на письменном столе вперемежку с пакетиком чипсов и компьютерными дисками. Все это позволяет самому младшему из членов семьи поступать в полном соответствии с установленной семейной традицией. И если эта проблема типична для взрослых домочадцев, то им вполне целесообразно начать решение проблемы с самих себя.
Многое зависит и от смысла игры, в которую играет ваш ребенок. Если это игра «с продолжением» (многодневное строительство домов или замков, собирание сложного конструктора и т.д.), то заставить ребенка что-то убрать (а в его понятии – «разрушить») представляется довольно неуместным требованием. И поскольку малыши, познавая мир, постоянно стремятся к новым впечатлениям, старые им переживать уже не хочется. Ведь завтра все придется начинать с самого начала…
Немалый вес в воспитании ребенка имеют самостоятельные игры, поскольку именно в них проявляются характер малыша, его сообразительность и воля. И здесь очень важно ненавязчиво направлять детскую игру в нужное русло, когда день уже на исходе. Согласитесь, весьма тяжело в один момент, по указанию взрослых, водрузить огромное количество игрушек на место. Тут главное, чтобы игра не заканчивалась внезапно, а за 15-20 минут до ее завершения плавно перетекала в своеобразную игру-«уборку». Если процесс убирания игрушек превратить в увлекательное приключение, то шансы на поддержание порядка резко возрастают.
Очень важно, если родители будут приучать малыша убирать игрушки с самого раннего возраста, постепенно снижая свое участие в этом процессе. Привыкнув к такому завершению игр, ребенок будет убирать за собой игрушки самостоятельно.
Важно не пропустить момент, когда ребенок находится в хорошем настроении и с удовольствием приводит в порядок место своих постоянных игр. Похвала и восхищение его работой – залог того, что в следующий раз малыш с еще большим рвением будет расставлять игрушки по местам. 
Замечательно, если процесс убирания комнаты станет сопровождаться какой-то веселой мелодией, длящейся несколько минут. Окончание ее звучания должно соответствовать и завершению уборки.
Старайтесь быть последовательными, предъявляя требования к малышу: если вчера он складывал кубики в коробку, то сегодня, поиграв ими, он должен сделать то же самое.
Дети плохо воспринимают общие указания («наведи порядок в комнате», «приберись здесь» и т.д.), поэтому ваши просьбы должны быть конкретными («убери игрушки в ящик», «положи книжки в шкаф», «поставь кукол на полку»).
Если чадо устало или хнычет, обязательно предложите ему свою помощь. Ваша поддержка в трудную минуту обязательно пробудит в маленьком человечке новый всплеск энергии для завершения начатого дела.
Игра из разряда «Раз, два, три - игрушку убери!» (кто быстрее или просто все вместе) легко поможет ликвидировать игрушечный хаос. Здесь главное – выработка привычки убирать за собой.
Более взрослые дети склонны одушевлять свои игрушки. Они делятся с ними радостями и печалями, разговаривают. Используя это, мы можем научить малыша любить и заботиться о своих игрушечных «друзьях». А это значит, что у игрушек должно быть место, куда они возвращаются после игры – полка шкафа, ящик или корзина.
Психологи советуют периодически прятать и менять игрушки, уменьшая их видимое присутствие в детской комнате. Этим вы поддержите интерес ребенка к уже имеющимся игрушкам, не давая ему слишком распыляться в выборе игр.
Помните и о том, что послушание в вопросе уборки игрушек не является самоцелью. Более важным является привитие готовности малыша сотрудничать с родителями и выполнять их просьбы и поручения, доверять старшим. Чего вам искренне и желаю!

 

Автор - Сергей Владимирович Саратовский, психолог, к. пед. наук, специалист в области педагогической и семейной психологии.
http://www.svsaratov.ru/
Вопросы психологу:
Истоки детской агрессии: как помочь ребенку избежать приступов агрессии
В семье появился еще один ребенок: детская ревность и ошибки взрослых
Насилие в семье, развод родителей
Ребенок с ДЦП: советы психолога по воспитанию особых детей
Если ребенок отказывается носить очки
Нервный ребенок: причины и возможная помощь
Двойняшки: вместе или порознь

 
Нотариальная палата Свердловской области
© 2005-2017 год. Интернет-журнал для родителей "Ека-родители"- www.eka-roditeli.ru.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве электронного СМИ. Эл № ФС77-46940 от 14 октября 2011 года. Проект компании ООО "Лаборатория творческих проектов".

Инитернет журнал о беременности, здоровье, развитии, воспитании и образовании детей.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь: laboratoria_05@mail.ru. тел. 8-912-66-151-24, 8-902-87-501-35.
Полное или частичное использование материалов без согласия редакции запрещено.
Яндекс.Метрика