Сайт для детей старше шести лет

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Преодоление проблем неполной семьи

Наша дочь уже год находится в разводе и воспитывает 3-летнего сына одна. Зять – непьющий и обеспеченный человек - довольно редко навещает бывшую жену с ребенком. Как помочь маме и малышу справиться с проблемами «неполной семьи»? (Мария Ивановна и Петр Сергеевич, Магадан)

Дорогие Мария Ивановна и Петр Сергеевич!
К сожалению, не могу привести здесь полностью ваше четырехстраничное эмоциональное письмо. Данная ситуация требует более детального изучения и очной психологической консультации. Проблема воспитания детей в неполных семьях гораздо шире того, что можно написать даже в самой подробной статье. Поэтому в своем ответе я могу дать лишь общие представления о проблеме и показать основные пути выхода из сложившейся ситуации.
Каждая неполная семья имеет свою непростую историю: развод, вдовство, внебрачные дети. Демографы подсчитали, что число современных дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях, достигает 10%, а школьников – уже 15%. Это в основном т.н. «материнские семьи», где главой семьи является одинокая женщина.
Многие ведущие психологи считают, что процесс воспитания детей легче идет во «вдовствующей» семье (за редким исключением), нежели в «разведенной». Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, нет отрицательного отношения к отсутствующему родителю. Во-вторых, часто сохраняются все прежние родственные контакты. В-третьих, детей из таких семей часто активно поддерживают окружающие, придавая им уверенность в завтрашнем дне.
Матери в неполных семьях боятся избаловать своих детей (особенно сыновей) или опасаются проявления «плохой» наследственности, поэтому зачастую ведут себя излишне жестко. Иными словами, женщина понемногу зажимает свое материнское начало и пытается культивировать в себе «отцовскую» строгость к ребенку. Результат такого подхода, как правило, весьма плачевный. Психолог Е.Арнаутова по этому поводу пишет: «Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины».
Вторая крайность воспитания детей в неполных семьях – вседозволенность и потакание всем прихотям своего отпрыска. Такая позиция не дает ребенку приобретать нормальный жизненный опыт и оценивать правильность своих поступков, вырабатывает в нем эгоизм и мешает адаптации в окружающем мире.


Какие советы можно дать людям, чьи дети или внуки растут в неполных семьях?


1.Как можно больше общайтесь с ребенком: ему важно быть услышанным и понятым вами в любой период своей жизни. Такой контакт поможет вам не только всегда быть в курсе его дел и проблем, но и вовремя корректировать его поступки;

2.Терпение и любовь должны стать вашими постоянными спутниками в процессе воспитания. Не забывайте хвалить и разумно поощрять ребенка. Все дело в том, что позитивный настрой и благоприятная семейная атмосфера помогут повысить самооценку малыша, придадут ему уверенность, лучше адаптируют его к предстоящей жизни;

3.Ребенок имеет право на прошлое (в том числе и на прошлое своей семьи, своих родителей). Это право нужно уважать. Стремление навязать ребенку негативную позицию по отношению к ушедшему отцу/матери также губительным образом сказывается на его нервной системе. Запомните главное: ни при каких обстоятельствах нельзя вычеркивать второго родителя из жизни ребенка, очернять его или навешивать всевозможные негативные ярлыки. Это, прежде всего, больно бьет по самооценке и достоинству самого ребенка, развивает в нем комплекс неполноценности. Самым правильным будет создание представления о том, что отец/мать является человеком, наделенным как определенными достоинствами, так и некоторыми недостатками.

4.Никогда не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих только начинающих взрослеть детей и всецело помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу. Бесспорно, мальчику или девочке нужно прививать любовь к труду разными способами, но ни в коем случае нельзя полностью сваливать на них выполнение абсолютно всех бытовых обязанностей: необходимо соотноситься с их возрастом, полом и способностями. Не забывайте главного – лишая ребенка детства и естественных детских радостей, вы легко можете надломить его психику.

5.Активно развивайте родственные и социальные связи своей семьи. Это позволит ребенку чувствовать себя более уверенно с окружающими и научит его правильному общению.
Во всем остальном исходите из здравого смысла и веления собственной души!

Автор - Сергей Владимирович Саратовский, психолог, к. пед. наук, специалист в области педагогической и семейной психологии.
http://www.svsaratov.ru/
Вопросы психологу:
Истоки детской агрессии: как помочь ребенку избежать приступов агрессии
В семье появился еще один ребенок: детская ревность и ошибки взрослых
Насилие в семье, развод родителей
Ребенок с ДЦП: советы психолога по воспитанию особых детей
Если ребенок отказывается носить очки
Нервный ребенок: причины и возможная помощь
Двойняшки: вместе или порознь

 
Нотариальная палата Свердловской области
© 2005-2017 год. Интернет-журнал для родителей "Ека-родители"- www.eka-roditeli.ru.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве электронного СМИ. Эл № ФС77-46940 от 14 октября 2011 года. Проект компании ООО "Лаборатория творческих проектов".

Инитернет журнал о беременности, здоровье, развитии, воспитании и образовании детей.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь: laboratoria_05@mail.ru. тел. 8-912-66-151-24, 8-902-87-501-35.
Полное или частичное использование материалов без согласия редакции запрещено.
Яндекс.Метрика