Интернет-журнал для родителей
Детские сады Екатеринбурга
 
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / Детский сад«Ракушка»: система Монтессори

Многие родители слышали об этой системе, но не многие точно представляют, какие возможности она дает в плане развития способностей малыша. И еще больше мифов про данную систему. Педагоги «Ракушки» в данной статье попытались развеять эти мифы

Монтессори. Мифы и реальность

Миф 1. Данная программа – для детей с умственными отклонениями.

Реальность. Это универсальная программа развития.

А зародился миф о том, что по программе Монтессори педагогика детей с нарушением интеллектуального развития , видимо, потому, что изначально автор Мария Монтессори, врач по образованию, действительно работала с проблемными детьми, скорее пациентами, а не просто воспитанниками. И случилось так, что ее подопечные из коррекционных групп стали на школьных олимпиадах «выдавать» такие результаты, что педагоги здоровых детей поневоле заинтересовались ее методикой. Если не совсем здоровый ребенок способен так «вырасти», обучаясь по ее методике, то каковы будут результаты у обычных детей! И действительно, детки, обучающиеся по Монтессори, легко усваивают такие сложные понятия, как : размер, объем, дроби и многие другие понятия и знания. Они легко учатся в школе, хорошо ориентируются во внешнем мире, отлично владеют навыками самообслуживания. Секрет прост – всю информацию малыш получает непосредственно из сформированной вокруг него среды, а не из уст педагога. Осязаемые предметы – это ведь не абстрактные картинки в учебниках и не всегда понятные устные объяснения взрослого. Разбив стеклянный стакан, ребенок без теоретических размышлений понимает, что стекло это хрупкий материал, что вещи, сделанные из такого материала могут разбиться, разбиться – значит разлететься на кусочки. Он это видел, чувствовал, а значит ЗНАЕТ. Чаще всего родители говорят испуганно: «Осторожнее! Разобьется!». Пытаясь передать свой опыт, они не понимают, что тормозят развитие малыша. В детском саду «Ракушка» не боятся разбитой посуды и луж пролитой воды. Все, что происходит – это то, что позволяет ребенку научиться ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с людьми, манипулировать различными предметами, постигнув их свойства на практике. Это то, что, в конце концов, воспитывает в нем аккуратность, уважение к личному пространству других людей, то, что помогает ему адекватно воспринимать окружающий мир.

Миф 2. В детских садах, которые работают по Монтессори мало игрушек.

Реальность. На самом деле излишнее загромождение предметами пространства вокруг ребенка чаще мешает его последовательному развитию, таково мнение педагогов, работающих по методике Монтессори.

Вспомните, сколько игрушек дома, и многими ли ребенок играет? В детском саду «Ракушка» не просто игрушки. Сформирована «среда» - это набор материала, расположенного от простого, к сложному. Это и стеклянные кувшины разной величины, чашки, куда можно наливать, насыпать, переливать, пересыпать. Это и кубики, и бусинки, и деревянные пластинки разного веса. На первый взгляд действительно кажется, что материал несколько беден. Нет привычных ярких картинок на стенах, нет кукольной посуды, вообще предметов, имитирующих взрослые предметы. Впрочем, жить ребенку не в мире игрушек, а в мире реальных предметов. Кстати, наверное, все мамы замечали, что чада любят играть с настоящими сковородками и чашками, а не с пластмассовой кукольной утварью. Видимо сами дети интуитивно выбирают то, что способствует их развитию. В детском саду ребенок тоже сам выбирает тот материал, с которым он будет работать. И чаще всего, если ему что-то легко дается, то от этого он быстро отказывается – скучно! Если что-то очень трудно – тоже не попадает в поле зрения, поскольку непонятно. Ребенок работает с теми предметами, которые ему в данный момент близки. Педагоги подсказывают, и помогают пройти на новый уровень, если так можно выразиться. Так что на самом деле материала достаточно, тем более, что экспозиция может пополняться и меняться в зависимости от пройденного материала.

Миф 3. Монтессори – это система исключительно обучающая, к воспитанию не имеет отношения.

Реальность. Ребенок учится не только писать, считать, и рисовать, он осваивает правила поведения в обществе, учится умению взаимодействовать с другими людьми, уважать чужие интересы.

Многие родители говорят о том, что проще научить ребенка решать уравнения, чем заставить его не входить в комнату родителей без спроса, не обижать своих сверстников, не хватать без спроса чужие вещи. В «Ракушке» детей сразу же знакомят с правилами, которые царят на территории детского сада. Часто воспитателю не приходится этого делать, так как старшие детки все объясняют младшим. На самом деле дети любят соблюдать правила, они настоящие хранители правил. Конечно, в том случае если они есть, эти самые правила, и они просты, понятны, и не меняются в зависимости от настроения взрослых. Допустим, каждый малыш в детском саду работает на своем коврике, это его личное пространство. Чтобы поиграть с другим малышом, нужно спросить у него разрешения «вторгнуться» на его коврик. Постепенно ребенок усвоит и абстрактное понятие «личного пространства», у такого человечка вряд ли будут проблемы в отношениях со сверстниками в дальнейшем. А ведь многие мамы, как уже было отмечено, на словах не могут объяснить ребенку, что нужно уважать другого человека, что нельзя без спросу брать чужие игрушки, мешать, если другой занят свои делом. Потому что увещевания не работают. Это абстракция. А вот коврик – вполне осязаем. Коврик и у тебя, и у него. И каждый хозяин в пределах этого пространства. Это один из примеров, как методика помогает усвоить важные вещи. Таких моментов множество, обо всех сразу невозможно рассказать.

детский сад «Ракушка»

ПЕДАГОГОГИ: БУЛГАКОВА ГАЛИНА, ПЕТРОВА ЕЛЕНА, ДЕМЧУК ЕВГЕНИЯ

Материал подготовила Юлия Зиберт

Мини-садик «на Челюскинцев» в Екатеринбурге приглашает детей от 1,2 до 5 лет
Тел. Тел. 8-963-03-652-14, 8-908-902-69-94

© 2005-2017 год. Интернет-журнал для родителей "Ека-родители"- www.eka-roditeli.ru.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве электронного СМИ. Эл № ФС77-46940 от 14 октября 2011 года. Проект компании ООО "Лаборатория творческих проектов".

Инитернет журнал о беременности, здоровье, развитии, воспитании и образовании детей.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь: laboratoria_05@mail.ru. тел. 8-912-66-151-24, 8-902-87-501-35.
Полное или частичное использование материалов без согласия редакции запрещено.
Яндекс.Метрика